liars1

Бюрократия и прочее »

June 16, 2016 – 5:33 pm

Рынок образовательных услуг в Чехии далёк от честной конкуренции. Дело в том, что у студентов очень мало возможностей получить честную достоверную информацию о жизни и обучении в Чехии. В этой статье мы собрали …

Read the full story »
Бюрократия и прочее

Пошаговое объяснение бюрократических процедур. Вы узнаете как сделать нострификацию аттестата и диплома, как правильно подать и оплатить заявление в вуз или, например, перевестись на другой факультет.

Подготовка к вступительным экзаменам в вузы

Инструкции по подготовке к вступительным экзаменам. Советы студентов и важные ссылки.

школы и курсы

Не тратьте время и деньги зря! Совету по выбору курсов, описание школ, отзывы студентов и выпускников, занимательные дискуссии, а также новости из жизни иностранных студентов.

ВУЗы Чехии

В этом разделе вы найдёте информацию о крупнейших вузах Чехии, а также их краткое описание. Кроме того, мы подготовили список специальностей с указанием, на каком факультете проводится обучение по данному направлению.

студенту обязательно для чтения

Советы по подготовке к вступительным и другая Важная информация, без которой не обойдётся ни один студент языковых курсов.

Home » Из академ. жизни чехии

Новый ректор Высшей школы Экономики в Праге определенно не хочет вводить плату за обучение, но частные университеты создают проблемы государственным

Submitted by on July 2, 2014 – 6:11 am One Comment

Новый ректор Высшей школы Экономики в Праге (Экономический университет в Праге – VŠE) Гана Махкова верит в свой университет. Выпускники достигают больших успехов. В данный момент университет готовит «инкубатор» для начинающих предпринимателей. Махкова не видит будущего во введении платы за обучение и показывает это на примере безуспешных частных университетов.

1 апреля Махкова стала официально ректором одного из крупнейших чешских ВУЗов. Это было своего рода начало «дня дурака», так как вместо того, чтобы получать поздравления, она во время своей командировки в Китае отвечала на вопросы журналистов о том, что она думает по поводу того, что ее коллега – декан Факультета народного хозяйства ВШЭ Мирослав Шевчик – незаконно воспользовался сигнальным маячком на своем личном автомобиле.

Как сообщила Махкова, после этого случая, когда она слышала слово «маячок», ей становилось плохо. По ее словам, это был позор для декана Шевчика, и ВШЭ с этим происшествием не имеет ничего общего. Если бы он совершил этот проступок в рабочее время, было бы ясно, почему люди об этом спрашивают.

Если ко всему добавить словесный конфликт бывшего президента Вацлава Клауса и заместителя управляющего Чешским национальным банком (ČNB) Моймира Гампла на публичной дискуссии, проводимой ВШЭ на тему валютной интервенции, можно сказать, что Гана Махкова получила массу «удовольствия» в первые дни на своем новом посту.

Вы являетесь ректором ВШЭ уже шесть недель. Вы уже знаете, какие изменения в университете Вы собираетесь проводить в течение следующих четырех лет?

Университет хорошо работает. Последние 8 лет, когда ректором ВУЗа был профессор Гиндлс, я оцениваю как успешные. У нас нет никаких финансовых проблем, и нам удалось подняться на международный уровень. Мы сотрудничаем с ведущими университетами мира, а также нас высоко оценивают в престижных международных рейтингах. И самое главное, я рада, что у нас есть много молодых учителей, которые могут преподавать на английском языке. В общем, университет работает достойно.

Это звучит идиллически. Вы правда не находите никаких проблем, которые необходимо решать?

Конечно нахожу. Например, мы не очень сильны в науке. В этой сфере успешность измеряется грантами и количеством доцентов и профессоров в преподавательском составе. В этом я вижу наши слабости, например, более 60% наших профессоров старше 60 лет. Мой проект включает в себя омоложение университета и предоставление возможности получения ученой степени молодым преподавателям. Проблема у нас заключается также в относительно низкой заинтересованности в докторантуре.

 Как Вы это можете объяснить?

У нас есть специальности, которые благодаря Интернету и технологиям очень быстро меняются. Молодые люди не заинтересованы в преподавателях, которым уже более 65 лет. Поэтому, как только молодые преподаватели начнут получать ученые степени, я думаю, что повысится спрос на аспирантуру.

Какое было Ваше самое первое решение на должности ректора?

Я подняла заработные платы. Мы подготовили предложение об увеличении тарифов заработной платы, и оно войдет в силу уже 1 июля.

Серьезно? Я думал, что в экономическом университете экономят…

Как я уже сказала, у нас хорошие финансовые результаты, так что мы можем себе это позволить. А в ВШЭ были самые низкие тарифы с 2008 года.

Вы уже долго преподаете в ВШЭ. Как меняется университет? Чем отличаются современные студенты от студентов в девяностые годы?

Они более целеустремленные. Они больше понимают, что найти себе применение на рынке труда нелегко. В девяностые годы каждый, кто владел языками, мог найти себе работу. Сегодня выпускники знают, что вступают в конкурентную среду. В регионах появились качественные ВУЗы, и все больше молодых чехов обучается за границей.

Предоставляете ли Вы им возможность проходить стажировку за границей?

Это наша сильная сторона. Наши студенты проявляют большой интерес к таким программам, и, в отличие от других университетов, нам приходится проводить тщательный отбор. Мы отправляем за границу только качественных студентов. Благодаря этому у нас создалась хорошая репутация за рубежом. За весь период существования программ обмена еще не произошло такого, чтобы наши студенты не добились успеха.

Сегодня в ВУЗах учится поколение Y, то есть молодые люди, которые росли и воспитывались уже в новых условиях. Проявляется ли это в чем-то?

Такие СМИ, как Интернет или Фейсбук, являются для них обычным явлением, в чем они значительно опережают своих учителей. И, хотя они являются более индивидуалистическими натурами, к ним возвращается потребность объединяться и участвовать в различных мероприятиях. У нас есть около 50 различных студенческих клубов и организаций. Такого в девяностые годы не было.

Тогда студенты были счастливы, что им не обязательно было участвовать в «Пионере».

Это верно, в то время никто ничем подобным не интересовался. Но теперь идет положительный сдвиг. Они сами организуют себе лекции, приглашают интересных гостей, знакомятся друг с другом для установления контактов.

Поддерживаете ли Вы студентов в бизнесе? Для некоторых университетов, как например американского Стэнфорда, это является основным источником доходов.

У нас есть очень реалистичный проект, он уже практически запускается. На Ярове мы выделяем место для классического «инкубатора», который откроет возможности для начинающих предпринимателей. У нас выделены для этого средства, частично из наследия Томаша Бати, который завещал ВШЭ часть своих денег, и частично из денег от Министерства образования, которое выделяет университетам средства для развития. А также мы рассчитываем на то, что к проекту подключатся частные фирмы, такие как Microsoft или IBM.

Подобные программы могут послужить для многих учеников средних школ хорошей причиной для того, чтобы поступать в ВШЭ. Какие еще причины приходят Вам в голову? Почему нужно изучать экономику?

Я бы не стала ограничивать это изучением экономики. Изучение только экономики предлагает единственный факультет – Факультет народного хозяйства декана Шевчика. На остальных факультетах изучают то, что можно назвать бизнесом. Конечно, на ВШЭ проводятся обсуждения, насколько сильно нам нужно быть экономически и теоретически направленным университетом, а насколько сосредоточиться на практические навыки.

И каков Ваш ответ?

Посмотрите, у нас выпускается более четырех тысяч студентов в год, которые должны найти себе работу. А они ее не найдут, потому что все они были теоретическими экономистами. Мы должны соответствовать предложению корпоративного сектора и поставлять им специалистов в области бухгалтерии, финансов, маркетинга, управления персоналом, логистики. А почему они должны учиться у нас? Потому что мы, с точки зрения работодателей, стоим на первом месте. Я постоянно общаюсь с кадровыми директорами и знаю, что когда им приходит резюме, в котором фигурирует диплом ВШЭ, это большой плюс. У наших выпускников имеется не только хорошее образование, но они также являются самостоятельными. Это следует из того, что ВШЭ является крупным ВУЗом, и студентам с первого дня нужно заботиться о себе: составить себе расписание, собираться в команды, бороться за стажировку за границей.

Следите ли Вы за применением выпускников на рынке труда?

Конечно. Этим занимается Министерство образования. Сегодня в финансировании ВУЗов играет роль не только количество студентов, но и их качество. 20-25% решают параметры количества. Но занятость среди выпускников является самым важным фактором. Среди наших выпускников только 1-2% зарегистрировано в бюро по трудоустройству, что является относительно маленьким количеством.

Ваши дети тоже изучали или изучают экономику?

Один учился на ČVUT (Чешский технический университет) на Электротехническом факультете. Он всегда был заинтересован в компьютерах и с детства занимался программированием. Но потом по своему желанию он поступил в магистратуру на ВШЭ, получил докторскую степень, и сейчас преподает на Кафедре экономики предприятия. Второй занимается маркетингом. Три года он работал в одной частной компании, но в настоящее время тоже преподает на ВШЭ. К счастью, мы работаем на разных факультетах. Я их не уговаривала, это был их выбор.

Вы семья преподавателей.

В буквальном смысле. Оба моих родителя были учителями, а если посчитать всех двоюродных братьев и сестер, то мои сыновья в нашей семье являются 16 и 17 по счету преподавателями.

Я бы не хотел участвовать в Ваших семейных традициях.

Почему? Я думаю, что это лучшая профессия в мире. Я преподаю с того момента, когда я сама окончила университет. Это первый семестр, когда у меня нет преподавательских обязанностей.

Вы даже получили во Франции учебную награду.

Я – рыцарь ордена Академических пальм. Это специальный орден для учителей, который основал еще Наполеон Бонапарт, а вручает его французское правительство.

Носите ли Вы его?

Нет, с тех пор, как я его официально получила в посольстве, я его не носила. Но на французских мероприятиях я ношу ленточку. У каждой французской награды свой цвет ленточки, у моей например фиолетовый, так что когда я встречаюсь с остальными, мы сравниваем ленточки друг друга.

Вы очень связаны с Францией. Откуда взялся такой интерес?

Еще в детстве я пошла на курсы французского языка. Потом на ВШЭ у меня был прекрасный учитель – профессор Власак, который очень любил французский. Он говорил с нами только на французском, даже вне занятий. Под его руководством я делала научно-исследовательскую работу, направленную на анализ экономики Квебека. Это было в то время, когда там проходил референдум о независимости в 1980 году, и господин профессор меня заставлял, чтобы презентация моей работы закончилась со словами де Голля «Да здравствует свободный Квебек!». Я от этого отказалась, но благодаря нему французский сопровождает меня всю жизнь. Между прочим, мой старший сын получил звание магистра во Франции. Он получил стипендию от французского правительства.

Во Франции очень высокие платы за обучение.

Только в частных университетах. Государственные ВУЗы бесплатные, там даже не проводятся вступительные экзамены из-за равного подхода ко всем желающим учиться. Студенты просеиваются на первом курсе.

А являетесь ли Вы сторонником платы за обучение?

Ни в коем случае.

Считаете ли Вы, что студенты и преподаватели бы по-другому начали относиться к обучению, если бы за него пришлось платить?

Если бы это было так, то 40 частных ВУЗов бы уже давно стали государственными.

Возможно, со временем станут, это длительный процесс.

Двадцать пять лет? И за это время не возникло ни одного действительно превосходного частного ВУЗа? Это о чем-то говорит. В частных университетах, кроме того, преподает множество наших работников. У нас они проводят тематические исследования, пишут книги, придумывают предметы – а потом берут и относят все это в частные университеты. Они нас, образно говоря, обкрадывают. Когда я говорю об этом кому-то из западных университетов, они этого просто не понимают. Но частным университетам от этого лучше не становится.

Для Вас это хорошо, не так ли?

Не знаю, скорее, я придерживаюсь мнения, что каждая конкуренция стимулирует. Мы стараемся, чтобы у наших преподавателей не возникало потребности подрабатывать в частных университетах. Одним из способов является создание специальностей на иностранных языках, где я не против платы за обучение, наоборот, я это приветствую. Мы предлагаем аккредитованные бакалаврские и магистерские специальности на английском языке. Там обучаются иностранцы и частично чехи, а плата за обучение там довольно высокая – 3600 евро в год.

Когда я шел на встречу с Вами, кто-то как раз припарковался у здания ВШЭ на Роллс-Ройсе. Мне интересно, это мог быть студент, выпускник или преподаватель?

Точно не преподаватель. Доходы в нашей отрасли конечно значительно улучшились, но точно не в такой степени.

Tags: , ,

One Comment »

Leave a comment

Add your comment below. You can also subscribe to these comments via RSS

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong> 

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar

CAPTCHA Image
Refresh Image

*